Куда плывут подземные лодки?
В ходе ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС возникало множество самых разных технических проблем. С большим риском и жертвами закрывалась и консервировалась наземная часть аварийного энергоблока. Но была еще и подземная часть, так называемый «котелок», который тоже нужно было обезопасить, чтобы не заразить радиацией грунтовые воды. Поиски технических устройств, способных проделать подземные траншеи к «котелку», советские специалисты вели и за границей. К одному из них пришли два уже немолодых немца. Назвавшись представителями солидной западногерманской фирмы, они предложили комплекс мероприятий по утилизации зараженного грунта.
В ходе ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС возникало множество самых разных технических проблем. С большим риском и жертвами закрывалась и консервировалась наземная часть аварийного энергоблока. Но была еще и подземная часть, так называемый «котелок», который тоже нужно было обезопасить, чтобы не заразить радиацией грунтовые воды. Поиски технических устройств, способных проделать подземные траншеи к «котелку», советские специалисты вели и за границей. К одному из них пришли два уже немолодых немца. Назвавшись представителями солидной западногерманской фирмы, они предложили комплекс мероприятий по утилизации зараженного грунта.
«Только укажите место захоронения, и будет полное техническое обеспечение», — заверили они. Оказалось, у немцев есть два механизма, так называемые «Кроты», которые под землей проделывают без участия людей штольни и управляются дистанционно по радио. Их к тому времени уже использовали в Рурском каменноугольном бассейне для разработки пластов. «Кротов» доставили в Чернобыль, проделали штольни вокруг «котелка». Все мероприятие прошло быстро и без всяких происшествий. Через штольни люди в спецснаряжении произвели консервацию подземной части реактора. «Кроты» же были возвращены владельцам.
История эта вряд ли относится к числу абсолютно достоверных. Она скорее принадлежит к слухам, ходившим вокруг Чернобыльской катастрофы. Тем не менее идея создания технических устройств, способных с большой скоростью перемещаться под землей, своего рода «подземных лодок», существует уже достаточно давно.
В Советском Союзе разработкой подземных лодок в 1937 году занялась группа, которую возглавлял инженер Александр Требелев. Начали они с изучения землеройной техники крота. Животное орудовало в длинном деревянном ящике, отыскивая спрятанные приманки, не ведая, что его просвечивает мощный рентгеновский аппарат. Люди же видели на флюоресцирующем экране рентгенограмму всех приемов работающего маленького землекопа. В итоге этих исследований была создана миниатюрная модель механического крота. Электромотор приводил в движение режущие приспособления и специальные «лапы-плавники», служившие для поступательного движения машины. В ходе испытаний модель успешно проходила грунт средней плотности, оставляя за собой круглый тоннель.
После этого на одном уральском заводе занялись строительством настоящей подземной лодки с экипажем, состоящим из одного человека. Она могла двигаться в грунте средней плотности со скоростью 10 метров в час. В ней установили баллоны с кислородом для поддержания дыхания водителя, гирокомпас, угломер для определения угла наклона при движении и многое другое. Постепенно Требелев пришел к выводу, что рыхлительный механизм лучше заменить специальной фрезой, а роль задних лап крота передать особым домкратам. В поздних моделях он якобы использовал и ракетные дюзы, прожигающие землю мощнейшим пламенем. Наиболее удачные экземпляры двигались в толще земли со скоростью пешехода. Требелев даже решился на эксперимент в Уральских горах. Сидя внутри подземохода, он прошел насквозь гору Благодать, потратив на это 12 часов.
К аналогичным работам подключили инженера Павла Страхова, занимавшегося конструированием подземных проходческих комбайнов. Работал он и на строительстве московского метрополитена. В начале 1940 года его вызвал к себе нарком Д.Ф.Устинов, будущий брежневский министр обороны, и заявил: «Нашей армии нужен подземный самоходный аппарат!» Подземная лодка инженера Страхова вышла на испытания уже через полтора года. Вскоре Павла Ильича переориентировали на строительство подземных бункеров для высшего руководства страны. 0 судьбе своего аппарата он мог только догадываться.
Вскоре после Великой Отечественной войны популярной стала идея создания подземных ракет. В 1948 году заявку на создание такой ракеты подал генерал-майор М.И.Циферов. Носовые дюзы его ракеты выжигали и активно выталкивали разрушенный грунт из прокладываемои скважины. Скорость поступательного движения ракеты превышала 1 метр в секунду. В дальнейшем идеи генерал-майора развивал его сын. Но и ему так и не удалось решить проблему четкого поддержания курса ракеты. А в 1950 году советские изобретатели А.В.Бричкин и А.Л.Качан получили авторское свидетельство на изобретение особого термобура, напоминающего ракету. Подземный бур работал на керосине, раскаленные газы вырывались из сопла со сверхзвуковой скоростью, а температура газовой струи превышала 3500 градусов.
В 1972 году в США Национальной лабораторией в Лос-Аламосе и министерством ядерной энергетики была запатентована ядерная буровая машина. Суть изобретения состояла в том, что тоннелепроходческая машина, снабженная ядерным двигателем, проделывала в скалах скважину с помощью радиоактивного лития, расплавляя горную породу и превращая ее в жидкость. После прохождения такого агрегата не требовалось укреплять стены тоннеля, поскольку машина оставляет их ровными и полированными, как зеркала. Попутно решается проблема засорения тоннелей отходами горной породы — их попросту нет. В связи с высокой температурой и повышенным уровнем радиоактивности кабина, в которой находится оператор, должна быть надежно защищена от излучений. Впрочем, нельзя исключать, что на практике эти машины работают при помощи дистанционного управления с земли. Тогда же появляются тоннеле-проходческие машины, которые, помимо традиционных алмазных буровых головок, оснащены мощными лазерами, способными разрезать скальные породы, тем самым увеличивая скорость прохождения тоннеля. За океаном до сих пор ходят слухи о том, что в восьмидесятые годы некая фирма подрядилась прорыть на западе США тоннель протяженностью свыше 320 километров, который соединил между собой два правительственных бункера, заодно пробив насквозь горную гряду. Сами работы и применяемая при этом техника были тщательно засекречены.
Лазерные установки, способные резать скальные породы, используются и на российских каменоломнях. Созданы они были в рамках противодействия американской программе СОИ, но за неимением подходящих военно-космических целей нашли себе вполне мирное применение. Мощность их такова, что они способны буквально испарять даже самую твердую горную породу. А несколько лет назад сотрудники Института теоретической физики и физики Земли предложили проект «тонущего реактора», позволяющего решить проблему захоронения радиоактивных отходов. Суть идеи в следующем. Обычным способом бурится шахта метрового диаметра и глубиной несколько километров. Дно ее заполняется серой, после чего туда опускается двухтонная капсула с отходами. Радиоактивное излучение разогревает окружающее пространство, сера стимулирует реакцию, и капсула со скоростью 2-3 метра в сутки начинает погружаться в недра Земли. Так можно будет погружать одну капсулу за другой.
Вполне допустимо, что в Советском Союзе тоже делали ядерные машины для горизонтального бурения. У нас ведь строили и правительственные бункеры, и углубленные командные пункты для ракетных войск стратегического назначения. И слухи о существовании тайного тоннеля от Москвы до Санкт-Петербурга — тоже часть российской действительности. Что же касается секретности, то в этом мы традиционно шли впереди планеты всей. Так, в среде уфологов поговаривают о существовании в районе Арзамаса-16 советского аналога американского Ангара-18, где тоже хранятся тела потерпевших аварию или захваченных инопланетян и обломки НЛО. Поговаривают, но сколько-нибудь вразумительных сведений об этом загадочном объекте нигде и никогда не появлялось.
Что же касается обычных, неядерных подземоходов, то их периодически показывают даже на промышленных выставках. Так, рабочая модель механизма под названием «Крот» демонстрировалась на выставке «Экспо-2005» в Японии. Вот только до создания боеспособной подземной лодки сейчас так же далеко, как и полстолетия назад.
Ежи ПЕЧЕНСКИ
_________________________
______________________________________
______________________________________
Проекты подземных лодок
ОтветитьУдалитьПодземоход Требелева
В 1930-х годах изобретатель Требелев подметил, что давление резания падает с увеличением скорости обработки материала, что позволяет значительно снизить требуемую мощность. В сотрудничестве с конструкторами А. Баскиным и А. Кирилловым им был разработан проект подземохода, принципы работы и конструкция которого были заимствованы у земляного крота. Перед проектированием своего подземохода Требелев тщательно изучил работу крота. Крота помещали в просвечиваемый рентгеновским аппаратом ящик и получали на экране схему движений его мускулов и скелета. Эти исследования выявили, что крот роет землю, вращая лапами и головой вправо-влево, вдавливает выбуренную землю сильными движениям холки в стенки норы, и проталкивает своё тело вперёд задними лапами.
В передней части подземной лодки Требелева находился мощный твердосплавный бур, а в задней — четыре домкрата, толкающие машину вперёд. Посередине машину обвивал шнек, вдавливающий выбуренную породу в стенки скважины. Бур вращался со скоростью 300 об/мин, а общая скорость подземохода составляла 10 м/ч. Подземоход Требелева управлялся водителем; также была предусмотрена возможность внешнего управления через гибкий многожильный кабель. Изменение направления движения производилось выборочным изменением усилия на домкратах; движение назад достигалось реверсированием шнека, в результате чего машина «вывинчивалась» из тоннеля. Питание машина получала по кабелю с поверхности.
Подземоход Требелева был испытан на Урале, на горе Благодать, в 1946 году. Требелев предполагал использовать свой подземоход в самых разных областях: рытье тоннелей для городских коммуникаций, геологоразведки, добычи полезных ископаемых и т. п.[5] Однако конструкция показала себя недостаточно надёжной, и работы над проектом были свёрнуты.
Проект В. фон Верна
В 1933 году немецкий инженер В. фон Верн запантетовал свой вариант подземной лодки. Изобретение было засекречено и отправлено в архив. В 1940 году проект Верна попался на глаза графу Клаусу фон Штауфенбергу, который проинформировал о нём руководство вермахта. В это время Германия готовилась ко вторжению в Великобританию (Операция «Морской лев»), и двигающиеся под Ла-Маншем подземные лодки как нельзя кстати подошли бы для диверсионных операций. Фон Верну были выделены средства на реализацию его проекта. Подземная лодка Верна должна была нести 5 человек, боезаряд в 300 кг и передвигаться под землёй со скоростью 7 км/ч. Однако проект застопорился на стадии чертежей и лабораторных экспериментов, а шеф люфтваффе Герман Геринг убедил Гитлера в бесперспективности подземной лодки; Германия сделала ставку на воздушную войну, а проект фон Верна был закрыт.
«Змей Мидгарда»
ОтветитьУдалитьНеосуществленный проект немецкой подземной лодки. Боевое подземное средство «Змей Мидгарда» (Midgard Schlange) было разработано летом 1934 года инженером Риттером. Подземная лодка была названа в честь огромного змея, стерегущего Мидгард, из скандинавской мифологии. По замыслу проектировщиков Змей Мидгарда должен был передвигаться на земле, под землей и даже под водой на глубине до 100 метров и доставлять большое количество взрывчатого вещества под линию Мажино или во вражеские гавани. Риттер предлагал построить 20 подземных лодок стоимостью 30 миллионов рехсмарок каждая. Главной задачей Мидгарда являлось нападение на стратегические объекты Бельгии и Франции и минирование вражеских портов. Автор проекта называл подземную лодку оружием массового уничтожения и считал, что оно способно в одиночку решить исход войны. «Змей Мидгарда» вызвал критику специалистов и 28 февраля 1935 года был возвращен Риттеру для доработки. Дальнейшая судьба проекта Риттера неизвестна. После Второй мировой войны возле Кенигсберга были найдены штольни и останки взорванной конструкции, предположительно имеющие отношение к подземной лодке.
В проекте подземная лодка состояла из ячеек-отсеков наподобие вагонов в поезде. Параметры отсеков: длина 6 метров, ширина 6,8 метров, высота 3,5 метра. Длина поезда могла меняться от 399 до 524 метров. Впереди находилась буровая головка с 4 бурами диаметром 1,5 метра. Буры в движение приводили 9 электродвигателей суммарной мощностью в 9 тысяч л.с. Предусмотрено 3 комплекта буров для разных видов горных пород. Ходовая часть подземной лодки была сделана в виде гусениц, которых приводили в движение 14 электродвигателей суммарной мощностью в 19,8 тысяч л.с. Электрический ток для двигателей вырабатывали 4 дизельных электрогенератора мощностью в 10 тысяч л.с. Для электрогенераторов были предусмотрены топливные баки емкостью 960 кубических метров. Для передвижения под водой было предусмотрено 12 пар рулей и 12 дополнительных двигателей суммарной мощностью 3 тысячи л.с.
Вооружение Мидгарда: тысяча 250-килограммовых мин, тысяча 10-килограммовых мин и 12 спаренных пулеметов MG. Помимо этого, для Мидгарда проектировались специфические подземные средства. Fafnir (имя дракона в скандинавской мифологии) — подземная торпеда длиной 6 метров. Mjolnir («молот Тора») — снаряды для взрыва скальных пород и облегчения продвижения подземной лодки. Alberich — разведывательная торпеда с микрофонами и перископом. Layrin — спасательное средство для выхода экипажа на поверхность в случае необходимости покинуть подземную лодку.
Общий вес подземной лодки должен был составлять 60 тысяч тонн, а экипаж 30 человек. На борту находилось: электрическая кухня, спальня с 20 кроватями, 3 ремонтных мастерские, несколько перископов, радиопередатчик и 580 баллонов со сжатым воздухом.
Проектная скорость подземной лодки: по земле 30 км/ч., под землей в каменистом грунте 2 км/ч., под землей в мягком грунте 10 км/ч., под водой 3 км/ч.
Nellie
ОтветитьУдалитьПодземные лодки разрабатывались и в Англии. Они предназначались для рытья тоннелей на линии фронта. По этим тоннелям пехота и танки могли внезапно проникать в расположение противника, избегая прямого штурма наземных укреплений. Приказ о разработке подземных лодок отдал Уинстон Черчиль, основываясь на опыте кровопролитных штурмов фронтовых укреплений во время Первой мировой войны. К началу 1940 года предполагалось построить 200 машин. Они обозначались абреаввитурой NLE (Naval Land Equipment — военно-морское и сухопутное оборудование). У разработчиков для маскировки военного назначения машин были свои названия NLE: Nellie («Нелли»), No mans Land Excavator («Экскаватор без участия человека»), Cultivator 6 («Культиватор 6»), White Rabbit 6 («Белый кролик 6»).
Подземные лодки имели следующие параметры: длина 23,47 метров, ширина 1,98 метров, высота 2,44 метра, 2 секции. Основная секция была на гусеничном ходу, по внешнему виду напоминала длинный танк и имела вес в 100 тонн. Передняя секция весила 30 тонн и могла рыть траншеи 1,5 метра глубиной и 2,28 метров шириной. Выкопанный грунт конвейеры переносили наверх и откладывали по обе стороны от траншеи, образуя отвалы высотой в 1 метр. Скорость движения составляла более 8 км/ч. После достижения заданной точки землеройная машина останавливалась и преобразовывалась в платформу для выхода гусеничных средств из траншеи на открытое пространство.
Изначально на подземную лодку собирались поставить один двигатель фирмы Rolls-Royce Merlin мощностью в 1 тысячу л.с. Однако из-за некоторых недостатков этих двигателей было принято решение о их замене. На каждую машину было поставлено 2 двигателя Paxman 12TP мощностью в 600 л.с. Один двигатель предназначался для резака и конвейера в передней секции, второй приводил в движение саму машину.
Падение Франции затормозило реализацию проекта. Испытания подземной лодки прошли в июне 1941 года, но в 1943 году проект был закрыт. К тому времени было построено 5 машин, 4 из которых разобрали в конце войны, а последнюю — в начале 1950-х годов.
«Боевой крот» Достоверность этого раздела статьи поставлена под сомнение.
Необходимо проверить точность фактов, изложенных в этом разделе.
На странице обcуждения могут быть пояснения.
М. и В. Козыревы в книге «Специальное оружие второй мировой войны» мельком упоминают об испытании осенью 1964 года советского подземного крейсера «Боевой крот». О подземном крейсере «Боевой крот» пишет А. В. Крючков в романе «СССР vs Германия. В погоне за сверхоружием». О советской подземной лодке послевоенного периода писал и журнал «Популярная механика».
После Второй мировой войны проекты немецких подземных лодок попали в руки советских специалистов, что дало толчок дальнейшим разработкам. Проблемой снабжения подземной лодки энергией занялся ленинградский профессор Г. И. Бабат, который предложил использовать для этой цели сверхвысокочастотное излучение. Профессор Г. Н. Покровский и академик А. Д. Сахаров разрабатывали более эффективные и быстрые способы передвижения в горных породах. Г. И. Покровский провел расчеты и доказал теоретическую возможность кавитации в горных породах. По его мнению, пузырьки газа или пара способны эффективно разрушать горные породы. По мнению академика А. Д. Сахарова, при определенных условиях подземная лодка будет двигаться в облаке раскаленных частиц, что даст скорость передвижения в десятки, а то и сотни километров в час. Пригодились и более ранние разработки Требелева.
Проектом подземной лодки заинтересовался Хрущев, которому понравилась идея достать импералистов из-под земли. Первое испытание было успешным: подземная лодка прошла сквозь гору со скоростью пешехода. Во время второго испытания подземная лодка по неизвестным причинам взорвалась и вместе с экипажем осталась в толще горных пород.
При Л. И. Брежневе проект подземной лодки был закрыт.