Страницы

понедельник, 10 декабря 2012 г.

ТАНЫ И ЗАГАДКИ ДУШИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ


Познание души

ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ (СТИЛЬ, ВЗГЛЯДЫ, ПОСТУПКИ)

Характер человека отражается в стиле его одежды.
Стиль Героя – это авангард (если вообще у него есть какой-то стиль). Обычно Героев не интересует их внешний вид. Они надевают то, что ближе лежит. Одеваются же в стиле авангард те, кто "косят" под Героя.
Стиль Шкурника – это военно-спортивный стиль (удобный и функциональный).
Стиль Простака – это ширпотреб (как у всех).

Стиль Злодея-Педанта – это классика (строгий стиль, благородная простота, подчёркнутый отказ от излишеств).
Стиль Кумира – это пышность и роскошь, это яркие и броские цвета чтобы выразить свою индивидуальность.
Стиль Хитреца – это серая невзрачность (стиль шпиона).
Стиль Жертвы – это нежный гламур, цвета невинности.

Характер человека проявляется во время пьянки.

Герой пытается всех увлечь в какое-то приключение, предлагает «пойти по бабам».
Шкурника «пробивает на измену». Он пытается перепрятать ценности (»…тиха украинская ночь, но сало надо перепрятать»). Поутру после попойки свои перепрятанные вещи он найти не может, зато обнаруживает у себя новые вещи – где-то по пути к рукам прилипли.
Простак переживает обиды, рассказывает, как начальники народ обижают, но в итоге он уйдёт с Героем.
Злодей поначалу занудствует, но после может стать злым и агрессивным.
Кумира сперва «пробивает на хавчик», а когда он насытится, то начинает красноречиво болтать и похваляться.
Хитрец витийсвует и постоянно оправдывается. При этом сам он почти не пьёт, но подливает другим.
Жертва «плачется в жилетку» и пытается исповедаться.

На войне в бою люди с разными характерами поведут себя по-разному:

Герой, расстреляв в горячке боя все патроны, бросится с гранатой на танк или побежит в штыковую атаку.
Простак, влекомый чувством «Мы», побежит следом за своим другом-Героем.
Шкурник будет экономить патроны, поэтому он весь запас патронов не израсходует. После боя он непременно соберёт трофеи. Пойдёт мародёрствовать.
Злодей перед боем будет долго и тщательно рыть окоп, аккуратно выкладывать бруствер, педантично укладывать гранаты в вырытые ниши, а в бою близко подпустит врага и саданёт в упор. После боя он добьёт раненых.
Кумира в бою видно не будет, но перед боем и после боя он будет всеми командовать и всех поучать, а после боя непременно хвастливо расскажет о своих подвигах, что «если бы не он…».
Хитрец будет служить писарем при штабе или адъютантом командующего и в бою участия не примет.
Жертва будет парализована ужасом и со смирением примет свою участь.

Нечто похожее будет происходить на пожаре:

Герой бросится спасать кого-то из огня.
Простак, влекомый чувством «Мы», побежит следом за своим другом-Героем.
Шкурник попытается прихватить, что плохо лежит.
Злодей будет пытаться навести во всем этом какой-то порядок и учёт, а после пожара проведёт расследование и накажет виновных со всей строгостью.
Кумир будет пытаться всеми командовать и всех поучать, но к огню даже близко не подойдёт – не достойно, да дорогой костюм запачкать можно…
Хитрец на пожаре не будет, хотя потом, возможно, он будет чувствовать стыд и неловкость за своё поведение.
Жертва будет парализована ужасом зрелища. Будет плакать.

У каждого типа свои жизненные идеалы и ценности.

Для Героя – это душеный огонь, страсть, вдохновение и упоение.
Для Шкурника – эффективность, рацтональность, выгода.
Для Простака – верность, товарищество, единение и взаимовыручка.
Для Педанта – стойкость и надёжность, порядок и аккуратность.
Для Кумира – престиж и успех, радость и благополучие, достоинство и самоуважение.
Для Хитреца – очищение и оправдвние, заглаживание вины, смытие пятен позора.
Для Жертвы – служение светлому и высокому (Богу, высоким идеалам), жертвенность.

Как появляется новое.

Всё начинается с того, что разум Жертвы-Слабака осеняет светлая мысль. Жертва-Слабак придумывает нечто новое и рассказывает об этом Герою.
Герой заговается новой идеей и бросается воплощать её.
Простак помогает своему другу Герою-заводиле.
Когда Герой остывает к новому, за дело берётся прагматичный Шкурник. Он отбрасывает всё лишнее, упрощает и воплощает в реальность. Появляется работающая вещь, которую Шкурник выгодно продаёт.
Педант доводит конструкцию, отлаживает её, выжимает из неё все, на что она способна. Получается шедевр.
Кумир, убеждённый, что всё в этом мире делается только для него, красиво похваляется тем, как он пользуется этой вещью.
Хитрец подпоёт Кумиру.

Как соперничают за роль.

если двое претендуют на роль Кумира – они один перед другим задирают нос, надувают щёки, «кидают понты», демонстрируя другому своё достоинство и превосходство;
если двое претендуют на роль Шкурника – они вступают в со-ревнование между собой, они остервенело спорят между собой или тянут каждый к себе за одну вещь;
если двое претендуют на роль Злодея – они демонстрируют друг другу свою твёрдость и строгость или же, если сорвутся, то со злостью и ненавистью бьют друг друга;
если двое претендуют на роль Хитреца – они демонстрируют один другому свою обходительность (изображают чувство неловкости, пропускают один другого вперёд: «Что вы! Что Вы! Только после Вас!») – кто кого перелюбезничает;
если двое претендуют на роль Жертвы – они плачутся один другому, кто из них несчастнее (например, две старушки плачутся одна другой, кого из них болячки больнее).

ВОЗРАСТ И ХАРАКТЕР

С возрастом характер человека меняется. В юности и молодости организм человека полон сил и энергии, поэтому героический характер свойствен молодым в большей степени, нежели пожилым людям. Героическое начало в человеке – это дух молодости, это энергия молодости. С голами энергетика организма ослабевает и в характере человека начинают проявляться качества других ролей.

Когда человеку говорят: «Ну когда же ты наконец повзрослеешь? Когда начнёшь серьёзно к жизни относиться», – это означает, что ждут изменение героической доминанты характера на педантскую доминанту. А ежели говорят: «Ну, когда же ты наконец повзрослеешь, когда бросишь своё ребячество и мальчишество, остепенишься, станешь солидным, важным и достойным?» – это значит, что под словом «повзрослеть» понимают изменение героической доминанты характера на кумирскую доминанту.

Тот, кто «повзрослел», – он уже не может себе позволить пробежаться вприпрыжку, попрыгать на одной ноге, азартно погонять мяч с мальчишками – «ведь несолидно, возраст уже не тот!». «Повзрослевший» должен быть важным и спесивым, должен торжественно шествовать с гордо поднятой головой. Но дело не в возрасте, а в роли!

Герои и гении не «взрослеют». Они остаются азартными и вдохновенными «мальчишками» до седых волос, до старости. Про них говорят, что «душа у них молодая».

Великий русский полководец генералиссимус Суворов до самой смерти был задорен, как мальчишка. Чтобы поднять войска в поход, он поутру кричал петухом, а перед Рымникским сражением, в свои 60 лет, не задумываясь о солидности поступка, залез на вершину самого высокого дерева, чтобы осмотреть позиции противника. Он вел себя явно несолидно, недостойно, по-мальчишески. Оттого солдаты верили ему, шли за ним в бой на смерть и побеждали.

Суворов не любил пребывать в роли Кумира. Когда русские войска вступали в Милан, Суворов приказал своему денщику надеть роскошный, шитый золотом мундир и раскланиваться публике вместо себя.

Суворов часто говорил: «Вывеска дураков – гордость». Это верно. Чем глупее человек, тем более он стремится пребывать в гордой позе, тем более он лелеет в себе чувство собственного достоинства, тем более он стремится занять роль «центрального», «главного» – роль Кумира.

К старости энергетика организма ослабевает, человека начинают одолевать злые болезни. Поэтому многим пожилым людям становится близка роль Жертвы. Они начинают чаще задумываться о Боге, о спасении души, о тленности бытия…

ЛЮДИ И ЖИВОТНЫЕ

С древнмх времён человек живёт вместе с прирученными им домашними животными. Коровы и лошади, овцы и свиньи, кошки и собаки, утки и гуси – все этих и других животных человек смог приручить и одомашнить благодаря своему животному началу – душе. Животноводство возникло исключительно благодаря животному началу в человеке.

Когда животные и люди живут вместе, то возникает общий коллектив, общая стая, общаение в которой происходит на общем для всех одушевлённых существ языке – на языке души, на языке чувств и эмоций.

Между домашними животными бывают разные отношения. Иногда животные дружат между собой, а иногда враждуют. Бывает, что телёнок с поросёнком дружат между собой и спят в хлеву вместе. Про отношения вражды говорят: «живут, как кошка с собакой». Хотя часто кошки и собаки дружат между собой, если живут в одной семье.

Распределение членов коллектива по 7 ролям (по 7Я) не является исключительной особенностью какой-либо расы, народа или всего рода человеческого. Не всегда в коллективе (стае) состоящей из людей и животных человек выполняет роль главы. Бывает, что роль главы выполняет собака. Есть такие собаки, которые даже спят между супругами. Забавно слушать объяснения «хозяев» собаки по поводу ее беспредельной наглости, мол, у них, у собак, так принято, мол порода у неё такая. Но тут дело не в породе собаки, а в её роли в данной семье (в данном коллективе). Но всё же чаще всего собаки выполняют роль Простака-Друга, поэтому им и дают соответствующие имена – «Друг» или «Дружок». Не зря говорят, что «собака – друг человека».

Одинокие люди или бездетные семьи обычно заводят домашних животных. Так они заводят себе друзей или тех, о ком можно заботиться. Животным в семье-стае отводятся роли, дополняющие доминанты характеров хозяев. Поэтому по характеру других домашних животных можно судить о характере их хозяев. То, что животные, как и люди, тоже обладают характером давно заметили натуралисты. Например, Сетон-Томпсон даже написал книги: «Животные-Герои» и «Судьба гонимых», где описал соответствующие характерам биографии животных.

ТРОЕ ИЗ ПРОСТОКВАШИНО

Коллектив складывается не сразу. Коллектив, стремясь довести себя до 7Я, постепенно подбирает членов на вакантные в роли. Чаще всего вакантную роль в коллективе занимает человек, с соответствующей доминантой характера. Даже в неокончательно ещё сложвшхся коллективах можно заметить расперделение по ролям в соответсвии со складом характеров. Это нашло отражение в широко известных художественных произведениях.

Разлияие характеров у членов коллетива можно заметить на примере персонажей мультфильма «Трое из Простоквашино»: мальчика Фёдора (его зовут «дядя Фёдор»), кота Матроскина и пса Шарика.

Дядя Фёдор является инициатором и зачинщиком в коллективе. Он способен увлекать коллектив за собой – именно по его инициативе весь коллектив уезжает в Простоквашино. Дядя Фёдор жалостливый. Он, в итоге, возвращается в город, но только потому, что жалеет маму с папой. А может он вернулся ещё и потому, что надоела ему жить в Простоквашино. Скорее всего, дядя Фёдор обладает героическим характером.

Матроскин – ярко выраженный Шкурник. Он прижимистый и недоверчивый. Когда в доме появляется скворчонок, Матроскин говорит: «Сдаётся мне, зря мы его кормим» – и решает пристроить птичку к делу. Он выучивает скворца говорить «кто там-м-м?!», чтобы: «Если кто захочет у нас что-нибудь своровать, постучит в дверь, а ему ответят «кто там-м-м?!» – тот подумает, что дома кто-то есть, и ничего воровать не будет!» Шкурники всегда всех подозревают в стремлении украсть, ибо сами не прочь…

Шкурникам свойствен прагматичный, потребительский подход к людям. Они норовят всех к делу пристроить. Поэтому, когда приезжает Дядя Фёдор, Матроскин радуется: «Ура! Мой любимый Дядя Фёдор приехал! Теперь мы вдвое больше сена для моей коровы заготовим!»

Шарику Матроскин говорит: «Нет от тебя в доме пользы – так, может, из тебя ездовую собаку сделать? Давай тебя продадим!». Шкурники – хозяйственные. Оттого в доме у Матроскина и молока много: во всех вёдрах, тазах, и даже в умывальнике молоко налито. Как настоящий Шкурник, Матроскин всё время почёсывается.

Когда надо обмануть почтальона Печкина, Матроскин выдумывает весьма характерный для Шкурника рассказ про своего дядю, который якобы живет у сторожа на гуталиновой фабрике и оттого шлёт всем родственникам ворованный гуталин. У Матроскина в голове не укладывается, как можно сторожить что-то и при этом не воровать то, что сторожишь.

О предыдущей жизни Матроскина известно, что он жил на корабле. Зная шкурный характер Матроскина, можно предположить, что выгнали его с корабля за воровство.

В мультфильме есть характерный эпизод. Во время охоты Шарик тонет в пруду. На дно его утянуло тяжёлое ружьё. Проплывавший мимо бобёр говорит Шарику: «Отпусти ружьё, и ты всплывёшь». Шарик отвечает: «Если я домой без ружья вернусь, меня Матроскин совсем со свету сживёт. За ружьё ведь деньги плачены, а моя жизнь бесплатная! Останусь здесь» – и обречённо ложится на дно рядом с ружьём.

Псу Шарику отведена роль Простака. Характерно то, что Шарик мало говорит и часто обижается на Матроскина. В конце концов, отношения Матроскина и Шарика заканчиваются забастовкой Шарика. Он фактически объявляет бойкот, перестаёт разговаривать с Матроскиным и только рисует на печке «фиг вам!». После этого всякая деятельность в хозяйстве прекращается.

Следует заметить, что в прототипе мультфильма – сказке Э.Успенского «Дядя Фёдор, пёс и кот» – характеры описаны несколько иначе, нежели они отражены в мультфильме «Трое из Простоквашино». Поэтому мультфильм является самостоятельным произведением, хоть и сделанным по мотивам сказки.
ЧЕТЫРЕ МУШКЕТЕРА

Распределение по ролям можно хаметить и в различии характеров и у персонажей романа Александра Дюма «Три мушкетёра»: Атоса, Портоса, Арамиса и примкнувшего к ним позже Д’Артаньяна.

Атос твёрдый и правдивый, замкнутый и молчаливый, холодный и жестокий. Он единственный, кто не сжалился над миледи и твёрдой рукой казнил её. Когда Атос направил на миледи пистолет и сказал, что выстрелит, если Миледи не отдаст ему бумагу кардинала Ришелье, то Миледи отдала ему бумагу, ибо знала твёрдость Атоса и не сомневалась, что он выстрелит. Именно Атос, будучи мужем миледи и страстно любив её, всё же безжалостно повесил её, как только увидел клеймо не её плече. Итак, в характере Атоса явно доминирует роль Злодея.

Портос глуп, тщеславен, хвастлив, заносчив, обожает роскошь и всё блестящее. Он любит вкусно и обильно поесть. Портос столь же тщеславен и в романе «Десять лет спустя» ( заказывая костюм, он требует, чтобы «золото было повсюду»), сколь и в первом романе «Три мушкетёра», где он в летнюю жару носил плащ на шитой спереди золотом перевязи, которая со стороны спины была из обычной кожи. «Понт» для Портоса превыше всего. В романе «Двадцать лет спустя» он ввязывается в приключения только ради титула «барон». А ещё Портос любит вкусно и обильно поесть. Итак, в характере Портоса явно доминирует роль Кумира.

В романе «Три мушкетёра» есть эпизод, в котром ярко проявились характеры Атоса и Портоса. У Атоса была шпага с очень дорогим эфесом, которая висела на стене его комнаты. Атос не носил эту шпагу, не «понтовался» с такой шпагой. Тщеславный Портос попросил у Атоса поносить эту шпагу. В ответ Атос собрал все деньги, которые у него были, и предложил их Портосу, а про шпагу сказал, что она покинет комнату, лишь когда комнату покинет сам хозяин. Люди с твёрдым характером умеют так отвечать «нет», что второй раз их уже не спросят.

Арамис хитёр и скрытен. В его жизни есть тайная сторона. Он умеет составить двусмысленный текст письма. Он знает подходы к сильным мира сего. Мушкетёры посмеиваются над лицемерной, с их точки зрения, склонностью Арамиса к религии. В итоге Арамис сделал блистательную карьеру в тайном ордене иезуитов, проявив себя мастером интриги. Итак, в характере Арамиса доминирует роль Хитреца.

Вместе с тем, Арамис действительно склонен релтгии. После нескольких попыток удалиться от мирских дел и приключений, он, в конце-концов, принмает духовный сан. Это значит, что роль Жертвы является одной из превалирующих ролей в характере Арамиса.

Азартный и вдохновенный Д’Артаньян явно обладает героическим характером. Азарт и вдохновение Д’Артаньяна проявились в схватке с де Жуссаком. Вот как эту схватку описал А.Дюма:

Д’Артаньян способен увлекать за собой. Именно Д’Артаньян вовлёк трёх мушкетёров в опасные приключения, связанные с бриллиантовыми подвесками.

Различие характеров Атоса и Д’Артаньяна проявились в их манере драться на шпагах. В романе «Двадцать лет спустя» описан эпизод их схватки на пустынной ночной дороге, когда Д’Артаньян преследовал сбежавшего герцога де Бофора. В этой схватке Д’Артаньян азартно атакует, а Атос твёрдой рукой отбивает все выпады. О таких столкновениях поэты пишут: «Сошлися в схватке лёд и пламень…»

Д’Артаньяну удалось войти в коллектив друзей-мушкетёров на свойственной ему роли Героя потому, что в коллективе трёх мушкетёров роль Героя была вакантна.

С возрастом характер меняется. С возрастом У Д’Артаньяна начинает проявляется ещё и хитрость. Дюма называет Д’Артаньяна хитрым гасконцем. Можно предположить, что роль Хитреца была вторым «Я» характера Д’Артаньяна. А с возрастом, когда энергетика организма ослабевает и героизма становится всё меньше и меньше, второе негероическое «Я» начинает проявляться всё ярче и ярче.

ЧЕЛОВЕЧЕСТВО – ЭТО 7Я

Принцип распределения по 7 ролям, по 7 Я – это всеобщий, универсальный принцип устройства всех коллективов – и малых, и больших. Всякий большой, многочисленный коллектив стремится к разделению на 7 частей – на 7 подколлективов, на 7 групп, на 7 компаний, на 7 семей. Стремится – это не значит, что достигает, но всё же стремится. В большом коллективе выделяются маленькие подколлективы – компании друзей и приятелей, которые стремятся стать сложившимися, притёртыми коллективами – т. е. стремятся превратиться в 7Я.

Подколлективы (группы, компании, семьи) разбирают роли в большом коллективе и, в конечном итоге, каждый подколлектив приобретает свой общегрупповой характер. Внутри себя каждый подколлектив (группа, семья, компания) стремится распределить характеры по 7Я, но снаружи он выглядит как целостность со своим общегрупповым характером, который добавляет к характеру каждого из его членов некие общегрупповые черты.

Если некоторого человека называют «душой коллектива», то это означает, что его характер совпадает с характером всего коллектива (точнее – совпадают доминанты их характеров).

Стремление коллективов к разделению по 7Я – есть та, причина, благодаря которой человечество обладает этнической структурой. Человечество не является безликой однородной массой людей, а разделено на народы, обладающие своим национальным характером.

Принцип 7Я масштабируется на всё человечество. Человечество – это большой коллектив, большая стая людей, которая разделяется на 7 больших сообществ – на 7 «миров», 7 «цивилизаций», 7 суперэтносов:
Российский («евразийский», «православно-христианский») суперэтнос;
«Евроатлантический» суперэтнос («западный мир», «западная цивилизация»);
«Мусульманский» суперэтнос, «мир ислама» (от Марокко до Пакистана и Средней Азии);
Восточно-азиатский суперэтнос (Китай, Япония, Корея…).
Индийский суперэтнос.
Латиноамериканский суперэтнос («латиносы»).
Африканский суперэтнос (африканские негры).

Каждый суперэтнос обладает своим суперэтническим характером в семье суперэтносов человечества. Внутри себя каждый суперэтнос, в свою очередь, разделяется по принципу 7Я на этносы (нации, народы), обладающие своим национальным характером внутри своего суперэтноса. А каждый народ (этнос), в свою очередь, подразделяется по принципу 7Я на субэтносы, которые обладают своим субэтническим характером внутри своего этноса (народа).

Иначе говоря, этнической иерархии человечества (суперэнос, этнос, субэтнос и т. д.) соответствует иерархия характеров – суперэтнических, этнических, субэтнических, краевых, местных и т. д.

КАК УСТРОЕНА ДУША


Как известно, внутренний мир человека состоит из души и разума. Разум – это мир образов, понятий и представлений, а душа – мир чувств, эмоций, настроений и переживаний. Мысли, идеи, понятия и представления живут в разуме человека, а чувства, настроения и переживания – в его душе.

Чувства, эмоции и настроения – это элементы души, это то, из чего состоит душа. Чувства называют состояниями души, называют позывами души, порывами души. Переживания, подчёркивая их принадлежность к душе, называют душевными переживаниями, а настроения – настроениями души. Чувства иногда ещё называют «струнами души». «Задевать струны души», «играть на струнах души» – значит пробуждать в душе человека те или иные чувства, вызывать в душе те или иные настроения и переживания.

Чувства – это язык души. Поэтому всех существ, способных переживать чувства и общаться на языке чувств, называют одушевлёнными существами, т. е. существами, обладающими душой. Язык чувств и отношений – это общий язык для всех одушевлённых тварей – для всех рас и народов, мужчин и женщин, людей и животных.

Русский язык не сомневается в существовании души и одушевлённых существ. В русском языке, говоря об одушевлённых существах, употребляют местоимения »кто», «кем», «кого», а, говоря о неодушевлённых существах, употребляют местоимения «что», «чем», «чего».

У языка чувст есть своя азбука, свой алфавит. Подобно тому, как из ограниченного набора букв складываются все слова, а из слов – предложения, так и любые переживания складываются из ограниченного по количеству набора чувств. Этот набор чувств называется базовым набором. Подобно тому, как все вещества состоят из ограниченного по количеству набора химических элементов, приведённых в таблице Д.И.Менделеева, так и все душевные переживания складываются из элементов базового набора чувств.

Вопреки устоявшемуся мнению, душа – это вполне постижимое явление. Устройство души не является неразрешимой загадкой. Этому не удивительно. Ведь мир душевных настроений и переживаний знаком всем людям без исключения. Каждый день с утра до вечера человек переживает чувства и эмоции. Человек постоянно пребывает в том или ином состоянии души, в том или ином душевном настроении. В итоге, каждый человек, хочет он того или нет, волей-неволей является пожизненным исследователем души, ибо жизнь каждого человека от рождения до смерти – это непрерывный психологический эксперимент.

Для изучения мира чувств и эмоций нет нужды оборудовать лаборатории и проводить специальные эксперименты. Все психологические эксперименты уже триллионы раз проведены миллиардами людей и каждый день продолжают проводиться вновь и вновь. Результаты этих экспериментов всем известны. Они обобщены в народной мудрости: в сказках и былинах, мифах и легендах, притчах и поговорках.

Изучением, ведением души должна заниматься наука под названием «душеведение», что переводится на греческий язык, как «психология» («психе» – это «душа» на греческом языке, а «логос» – это «ведение»).

В основе психологии (душеведения), должна лежать хорошая, «работающая» теория души (теория психики), которая:
объясняла бы, что такое душа, как она устроена, из чего состоит и какими качествами обладает;
позволяла бы проводить анализ души отдельного человека и анализ отношений между людьми;
предсказывала бы совместимость характеров и предвидела бы возникновение конфликтных ситуаций.

Однако к теории души предъявляются ещё и дополнительные требования. Дело в том, что душа – предмет науки психологии – резко выделяет её из числа других наук. Если, к примеру, мир глубоководных моллюсков или арктических пауков знаком может десяти исследователям в мире, то мир душевных настроений и переживаний знаком всем людям без исключения.

Очевидно, что теория души (психики), которая должна лежать в основе психологии, обязана опираться на народную мудрость и опыт человечества. Теория должна вписывать и объяснять повседневный жизненный опыт людей, должна сводить общеизвестные наблюдения в стройную систему представлений.

Теория души (психики) должна быть понятной и убедительной. Теория не должна вызывать отторжения из-за непонятности или несоответствия реальной жизни. Напротив, теория должна казаться самоочевидной. Человеку должно казаться, что он примерно так всегда и думал, к чему-то подобному он всегда и шёл, что теория лишь упорядочила его представления о жизни, лишь свела их в стройную систему, расставила всё по своим местам.

Терминами психологии (душеведения) должны быть слова простой разговорной речи, благо все психические явления – все порывы и состояния души – уже давным-давно получили свои обиходные названия. В разговорном языке любого народа непременно есть нужные слова. В психологии не должно быть заумно-научных слов (гнусаво-английских терминов), за которыми учёные так любят прятать отсутствие у них представлений о душе (психике).

Существует ли такая теория души (психики), которая удовлетворяла бы всем указанным выше требованиям? – Да, существует! Это ролевая теория чувств и отношений, которая является естественным дополнением к приведённому в этой книге Учению о 7Я. Ролевая теория чувств и Учение о 7Я – это взаимодополняющие и взаимопересекающиеся части единого Учения о душе, это две неразрывные части единого целого.

Если в Учении о 7Я речь идёт о характерах людей, то в ролевой теории чувств и отношений речь идёт об отношениях между людьми. Если в Учении о 7Я речь идёт о людях, которые играют в ролевые игры, то в ролевой теории чувств и отношений речь идёт о ролевых играх, в которые играют люди.

Ознакомиться с ролевой теорией чувств и Учением о 7Я (в полной версии) можно в книге «Светопреставление».

Почему теория чувств, теория души (психики) называется ролевой теорией? – Потому что чувства – это не только язык души, но и язык отношений. Вопрос: «Как ты относишься?» – это всегда вопрос: «С каким чувством ты относишься?». Поэтому, в ответ на этот вопрос всегда называют какое-то чувство – «Я отношусь с восхищением (презрением, радостью, гордостью, ненавистью, недоверием, воодушевлением, ужасом и т. д.)».

Отношения и, следовательно, чувства, имеют ролевую природу. Они, явно или неявно, но всегда связаны с «местами», «позициями», «положениями» – т. е. с ролями.

Тоном речи, жестом, позой, за которыми всегда стоит чувство, эмоция, отношение, можно «указать человеку его место», «поставить человека на место». Другое дело, что в ответ можно услышать: «Ты за кого меня принимаешь?! В каком тоне со мной разговариваешь?!» Такой ответ означает, что человеку не нравится та роль (то «место»), которую ему указали.

Короче говоря, у каждого чувства, кроме силы (глубины), есть ещё и ролевая направленность, ролевая адресность. Любое чувство не только связано с некоторой ролью, но ещё и адресовано какой-то другой роли. Если бы чувства не обладали ролевой направленностью, то язык чувств не был бы языком отношений, и тогда тоном, эмоцией нельзя было бы человеку «указать его место», т. е. указать ему роль. Итак, чувства – это отношения между ролями. Каждое чувство – это отношение, обращённое ОТ одной роли К другой роли.

Поскольку душа – это мир чувств, а чувства – это язык отношений, которые имеют ролевую природу, то теорию души (психики) можно называть ролевой теорией чувств или ролевой теорией отношений.

Ролевая теория чувств – это не только очень красивая, но и хорошо работающая теория. В этом может убедиться каждый человек, сверив представления теории со своим личным жизненныс опытом.

Ролевая теория чувств – это стройная, логичная, изящная, элегантная теория. Это внутренне целостная теория, лишённая натяжек, нестыковок и противоречий.

Ролевая теория чувств даёт ответы на все жизненные вопросы, объясняет все моральные категории. Например такие: что такое Бог? Что такое истина? Почему власть и слава «портят» людей? Почему люди любят смеяться сами, но не любят, когда смеются над ними, не любят когда их выставляют на посмешище?

Ролевая теория чувств описывает и объясняет ролевой механизм отношений, раскрывают схемы отношений (ролевые связки и ролевые треугольники), в которые укладываются многие жизненные ситуации.

Ролевая теория чувств раскрывает секреты власти, объясняет перипетии любви, показывают сущность «вечных тем» бытия, а в итоге позволяет каждому человеку понять себя и свою душу. А, как известно, «познаешь самого себя – познаешь мир«. Познав себя и свою душу, человек начинает понимать души других людей.

Понимать характеры людей, понимать язык чувств и отношений – это не менее важно, чем понимать язык слов или язык цифр. Подобно тому, как человека, владеющего арифметикой, нельзя обсчитать на рынке или в магазине, так и человеком, вооружённым знанием о душе, уже нельзя «вертеть». Им нельзя манипулировать, нельзя спекулировать на его чувствах и отношениях. Такой человек уже не будет заложником обстоятельств. Он сам будет хозяином положения. Захочет – сможет обернуть ситуацию в свою пользу, не захочет – сможет избежать участия в ненужных ему перипетиях. Он может просчитывать жизненную ситуацию вперёд, подобно тому, как водитель автомобиля всегда просчитывает вперёд дорожную обстановку. Познав свои чувства – познав струны своей души, – человек может понять, как другие люди играют на его чувствах – играют на струнах его души. А, если захочет, может и сам играть на струнах душ других людей.

Ролевая теория чувств и Учение о 7Я – это верные помощники человека, верные стражи его души. Они удержат человека от многих, зачастую непоправимых, жизненных ошибок. Они помогут человеку подняться после тяжких неудач и разочарований. Ролевая теория чувств и Учение о 7Я делают человека сильным, морально устойчивым, дают ему непробиваемую «психическую броню».

К ролевой теория чувств и Учению о 7Я можно относиться как угодно, но, прежде всего, их надо знать. Их, как таблицу умножения, надо один раз выучить и всю жизнь пользоваться. Жизнь многих людей поделилась на две части: до и после ознакомления с ролевой теорией чувств и Учением о 7Я.
КУЛЬТ СЕМИ Я

Жизнь каждого человека неминуемо связана с настроениями и переживаниями, перипетиями отношений и столкновениями характеров. Каждому человеку в его повседневной жизни необходимы знания о душах и характерах, об отношениях и переживаниях. Ликвидация всеобщей безграмотности в области душеведения (психологии) – является одной из важнейших задач современности. Надо дать людям знания.

Как известно, люди с желанием учатся лишь тому, что их интересует и увлекает. Поэтому лучший способ донести людям знания о характерах и отношениях – это распространение культа 7Я. Культ 7Я – это та отправная точка, с которой начнётся большой путь в мир знаний о человеке (антропология), о народах (этнология) и обществе (социология).

Культ 7Я легко вписывается в традиционные культуры народов мира. Свой культ 7Я уже давно есть у многих народов.

В Греции культ 7Я – это культ 7 верховных богов-олимпийцев. У каждого бога в греко-римской мифологии свой характер: Юпитер (глава пантеона) – пышный и величественный, Сатурн – твёрдый, жёсткий, холодный, Меркурий (покровитель торговли) – хитрец и обманщик (как известно, »не обманешь – не продашь»), Аполлон – пламенный и вдохновенный, Венера – богиня красоты, богиня всего прекрасного и возвышенного.

У осетин культ 7 богов отражён в святилище Авд дзуары (7 божеств) близ Галиат в Северной Осетии и представлен в нартском эпосе в сюжете «Дары небожителей Сослану».

В Индии культ 7Я – это культ 7 великих Риши, которым боги открыли ведийские гимны. В Китае культ 7Я – это культ «7 мудрецов из бамбуковой рощи». Они персонажи многочисленных историй и произведений живописи.

В Японии тоже есть свой культ 7Я – это 7 богов счастья и удачи. Если у нас в России под Новый год подарки приносят Дед Мороз со Снегуркой, то в Японии новогодние подарки привозят 7 богов счастья и удачи. В первые три дня Нового года, когда все в Японии украшает свои дома на счастье и удачу, волшебный корабль сокровищ Такарабунэ, нагруженный золотом, рисом, мудростью, знаниями, долголетием, здоровьем и удачей, высаживает на берег 7 богов счастья: Эбису, Дайкоку-тэн, Хотэй, Дзюродзин, Фукуродзю, Бисямон-тэн, Бэндзай-тэн. Боги готовы наделить счастьем любого встречного и помочь даже с самой обыденной и будничной просьбой. Каждый из 7 богов обладает своим характером и своей «специализацией».

Культ 7Я – это не революция в культуре и мировоззрении. Культ 7Я – это возвращение к глубинным истокам традиционных культур народов мира.

Николай ТАТАРОВ







______________________
___________________________________________________

Комментариев нет:

Отправить комментарий